Форум

"Sa Re Ga Ma Pa"

Парвин Сахани: Намасте всем любителям музыки. Меня зовут Парвин Сахани и я хочу представить вам свою новую передачу о музыке. В своей передаче я буду рассказывать вам о музыкальных инструментах и исполнителях. А так же о популярных певцах и певицах со всех уголков мира. Не забываем ставить "спасибки" понравившимся выпускам!!!!

Ответов - 9

Парвин Сахани:

Парвин Сахани: Всем привет!!!!С вами снова я,Парвин Сахани, и моя передача о музыкальных инструментах и исполнителях "Sa Re Ga Ma Pa" Сегодня я расскажу вам о популярном в Индии ударном инструменте - табла, а так же о нескольких таблистах виртуозах...Но все по-порядку. Происхождение табла неясно. Но по существующей традиции создание этого инструмента (как и многого другого, чье происхождение неизвестно) приписывают Амиру Хусро (XIII в.). Само название «табла»— чужеземное, но это никак не относится к инструменту: известны индийские древние рельефы, изображающие такие пары барабанов, и даже в «Натьяшастре» — тексте почти двухтысячелетней давности — упоминается о речном песке определенного качества, входящем в состав пасты для покрытия мембраны. Но существует и легенда, рассказывающая о рождении табла. Жили во времена Акбара два профессиональных исполнителя на пакхавадже. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников — Судхар Хан — потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга. Не правда ли, чудесная сказка!

Парвин Сахани: Существует несколько гхаран табла, наиболее известны шесть из них: Аджрара гхарана (Ajrara) Бенаресская гхарана (Benares) Делийская гхарана (Delhi) Фарукхабад гхарана (Farukhabad) Лакхноу гхарана (Lucknow) Пунджабская гхарана (Punjab) А теперь по подробнее о том, что же такое Гхарана. Это своеобразная индийская традиция, или школа музыкального воспитания, покоящаяся (по крайней мере, в начале своего существования) на наследственно-родственных отношениях (само слово «гхарана» происходит от «гхар» — «дом»), причём старший в гхаране является не,только старшим в семье н учителем, но и духовным наставником — гуру. Таким образом «осуществляется передача и музыкальной традиции, и накопленного в гхаране духовного опыта. Для того, чтобы стать гхараной, то есть завоевать признание, подобного рода школа должна, как считается, породить не менее трех выдающихся музыкантов разных поколений. Каждый музыкант — член гхараны имеет свое исполнительское лицо: вместе с тем его объединяет с другими членами нечто общее, характерное для данной гхараны. Это общее (например, способ звукоизвлечения, определенный стиль, динамика, приемы, даже тембр голоса) восходит к основателю гхараны и составляет как бы её знак, по которому опытный слушатель сразу определяет, где воспитывался данный музыкант. Названия гхаран, как правило, связаны с местом их возникновения: гхарана Агры, гхарана Патиалы, джайпурская, гвалиорская и т. д. В настоящее время в связи с распространением новых методов обучения и массовым его характером роль гхаран и традиционной системы обучения гуру — шишья, разумеется, значительно уменьшилась, что вызывает беспокойство у многих деятелей индийской культуры, видящих в традициях источник духовного богатства и нравственного здоровья нации. Гхаран, как вы видете шесть, но мы рассмотрим с вами только три, самые популярные.Итак... Аджрара гхарана (Ajrara) Эта школа была основана в девятнадцатом столетии учениками Ситаб Хана Делийской гхараны Каллу и Миру. Основная черта этого стиля игры- это ясность звука, которая достигается использованием традиционным способом указательного и среднего пальцев без усилий так, чтобы наиболее четко чувствовались различия между ударами по кинар, сур и сьяхи. Стиль Аджрар гхараны содержит болы(с использованием среднего пальца), которые усложняют технику игры на табла и делают её сложнее Делийской. Я рада представить вашему вниманию одного из последователей Аджрары гхараны -Раре Каиду...Встречайте!!!


Парвин Сахани: Бенаресская гхарана (Benares) Эта гхарана была основана в начале девятнадцатого столетия Рам Сахай Мизрой(1780-1826). Рам Сахай учился игре у Модху Хана- старшего брата Хан Садхара, основателя Делийской гхараны. Позже Рам Сахай сделал несколько прогрессивных изменений в технику игры, сформировав этим отдельный стиль, который стал известен, как Бенарес гхарана. Необычное качество звучания этой гхараны может быть объяснено использованием при игре изогнутого третьего пальца. А вот и последователь Бенаресской школы игры на табла - Pandit Kumar Lal Mishra Делийская гхарана (Delhi) Это старейшая гхарана табла и это первая гхарана, которая устанавливает нормы для импровизации. Основана была в начале восемнадцатого века Ханом Сиддхаром. Стиль игры этой гхараны(baj) также изветен как bandh baj. Этот стиль отличается ясностью звука, что объясняется тем, что табла играют ведущую роль как аккомпанимент вокально-инструментальной музыке. Я предлагаю послушать молодых последователей Делийской школы...Как говорится...молодым везде у нас дорога...

Парвин Сахани: Устройство табла Это типичный североиндийский инструмент, в наше время получивший известность во всем мире. Фактически табла — инструмент, состоящий из двух барабанов: дайяна — для правой руки (собственно табла) и байяна — для левой. Дайян имеет форму большой кофейной чаши и изготовляется из дерева. Он более узкий, чём байян, который напоминает перевернутую чайную чашу и делается из металла или обожженной глины. Оба котла располагаются перед сидящим исполнителем, который играет на них, используя как ладони, так и пальцы. Имеется ряд важных отличительных деталей, которые делают этот индийский инструмент, по всей вероятности, уникальным. Такими характерными особенностями являются: верхний пласт кожи, составленный из кусков, дополнительное покрытие кожи и ремни, охватывающие поверхность инструмента. Мембрана здесь не сделана из цельного куска кожи, как на литаврах и большом барабане, употребляемых в симфоническом оркестре; она состоит из круглого куска, который приклеивается к кожаному кольцу. Таким образом, в табла мембрана состоит из двух кусков кожи. Кольцеобразный кусок, в свою очередь, прикрепляется к окружающему мембрану кожаному обручу или шнуру, а через этот шнур продеваются ремни, которые прикрепляют мембрану (пуди) к корпусу. На мембрану тонким слоем накладывается паста, изготовляемая из смеси железных и марганцевых опилок, рисовой или пшеничной муки и клейкого вещества. Это покрытие, имеющее черный цвет, называется сьяхи. Три особенности, описанные выше, можно обнаружить не только в табла или дагга. Они имеются и у пакхаваджа, используемого в музыке Хиндустани, а также и у карпатского мридангама. Естественно, что, помимо приведенных выше наименований на хинди, инструменты имеют и местные названия. Вся эта техника прикрепления и растяжки кожи не только оказывает влияние на качество звучания, делая его менее «шумовым» и более музыкальным, но и дает возможность регулировать высоту звука. На табла звук определенной высоты может быть достигнут либо с помощью вертикальных перемещений небольших деревянных цилиндров при значительных изменениях высоты, либо постукиваниями специальными молоточками по кожаному обручу. Дагга же не имеет приспособлений для настройки; на этом инструменте звуковысотность не регулируется с такой степенью точности, как на табла. Музыканты, обычно выбирают барабаны в зависимости от размера их ладоней и требуемой высота звучания. Мембрана на барабанах может быть различной формы, но конструктивно ничего не меняется. . Части ударной поверхности табла и байя:

Парвин Сахани: Техника игры на табла Существует множество различных техник игры на этом инструменте, в зависимости от гхараны, от личных предпочтений музыканта и т.д. Ниже представлена Делийская техника извлечения базовых ударов. Na Это очень звокий удар по краю табла указательным пальцем правой руки. При этом безымянный палец легко касается края сьяхи, средний приподнят и не касается мембраны а мизинец можно убрать за обод табла, а можно оставить рядом с безымянным. Другое название этого адара Ta. Поверхность табла мысленно делиться крестом на четыре части и рука располагается, как на картинке Ka Это нерезонансный удар левой рукой по поверхности байяна. Удар довольно простой, производится всей ладонью и пальцами. Кончики пальцев, при этом, должны выступать за обод байаяна, ладонь прямая, пальцы могут быть сжаты вместе или расставлены (в зависимости от этого изменяется модуляция удара). Tin Техника выполнения этого удара та же, что и техника удара Na, только удар производится не по ободу а по границе сьяхи и маидана. В результате получается свистящий звук, лишенный твердости Na. Tu Удар производится указательным пальцем правой руки по центру сьяхи, другими пальцами мембрана не приглушается, за счет чего получается звук похожий на звук колокола- чистый и продолжительный. Такой удар также может называться Tun, Thu, Thun и т.д. Ga При выполнении этого удара запястье лежит на маидане, удар производится указательным или средним пальцем, или средним и безымянным пальцами, сложенными вместе, по маидану между сьяхи и ободом байана. Звук должен быть басистым и неприглушенным. Другие варианты произнесения: Ge, Ghe, Ghin, или ,Ghin.

Парвин Сахани: А сейчас небольшая реклама)))

Парвин Сахани: И мы продолжаем... Dha Этот удар получается комбинацией ударов Ta и Ga Dhin Этот удар получается комбинацией ударов Ga и Tin Ti Существует несколько способов извлечения этого удара. Наиболее общая техника удара- это удар средним пальцем по середине сьяхи. Указательный в ударе не учавствует, безымянный и мизинец расположены так же, как и при исполнении Ta. Ti Ra Ki Ta Этот бол(предложение)- комбинация из четырех ударов. Ti- рассмотрели выше, Ra- глухой удар по центру сьяхи указательным пальцем, Ki- тот же Ка, который уже рассматривали, Та- глухой удар безымянным и мизинцем по сьяхи и маидану. Есть еще техника, более простая, характерна для Пунджабских гхаран. Обычно студенты используют эту технику, а затем переходят к более сложной. В этой технике Ti и Ta играют сложенными вместе мизинцем, безымянным и средним пальцами, а Ra и Ki также, как и в предыдущей технике. Пунджабская техника TiRaKiTa Ti Ta Этот бол состоит из двух ударов. Техника TiTa та же, что и TiRa в технике TiRaKiTa. Делийская техника TiRaKiTa Пунджабская техника TiRaKiTa Также этот бол может произносится, как TeTe, TeTa, TeRe.

Парвин Сахани: Ну и напоследок для вас выступят еще два популярных в Индии таблиста - Ustad Allah Rakha и Zakir Hussain...Слушаем!!! Ну вот и все на сегодня!!!С вами была я, Парвин Сахани!!!



полная версия страницы